Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области
"Фонд пространственных данных Новосибирской области"
ГБУ НСО "Геофонд НСО"
+7(383)240-86-79
ПН-ЧТ 8:00 до 17:00, ПТ 8:00 до 16:00
Обед 12:00 до 13:00
630099, г. Новосибирск,
ул. Октябрьская, д. 52, каб.304б


Резюме социологического исследования по восприятию изменений городской среды в связи с реализацией проектов «СКИФ» и «СМАРТ-СИТИ»

В рамках подготовки концепции развития территорий реализации проектов «СКИФ» и «СМАРТ-СИТИ» были проведено социологическое исследование для выявления мнений потенциальной целевой аудитории данных проектов. Исследование включало серию экспертных интервью и массовый интернет- опрос жителей Новосибирской области.

Экспертные интервью с руководителями и специалистами научных организаций и органов власти, представителями бизнеса показали широкий разброс мнений, в том числе и среди их потенциальных участников. В меньшей степени это относится к проекту «СКИФ» и в большей степени к «СМАРТ-СИТИ». Большинство экспертов отметили важность создания комфортных условий проживания, экологического подхода, использования технологий «умного города» при формировании будущей городской среды. При этом подчеркивалась высокая неопределенность и риски, связанные с реализацией проекта «СМАРТ-СИТИ». Указывались положительные последствия проектов: по мнению экспертов, они могут способствовать решению социальных проблем прилегающих территорий, создать дополнительные рабочие места, укрепить имидж территории, решить транспортные проблемы. Высказывалась возможность создания на основе проекта «СМАРТ-СИТИ» эталона развития территории, который может стать примером для подобных проектов в будущем. Среди негативных последствий отмечалось возможность обострения экологических и транспортных проблем, особенно на этапе строительства основных и инфраструктурных объектов.

Массовый интернет-опрос проводился с 16 февраля по 19 марта 2021 года. Ссылки на заполнение опроса были размещены:

  • На сайте ГБУ НСО «Фонд пространственных данных Новосибирской области»
  • В сообществах жителей в Facebook и ВКонтакте
  • В домовых и родительских чатах Советского района в WhatsApp
  • В рассылках по советам молодых учёных институтов Новосибирского научного центра.

Релевантными являются ответы 709 респондентов, которые были отобраны по двум ключевым условиям: проживание в Новосибирской области (более 6 месяцев) и наличие ответов на ключевые вопросы о проектах «СКИФ» и «СМАРТ-СИТИ». Наибольшее количество респондентов проживают в Советском районе (442 человека или 62,3% опрошенных), в основном – в Верхней зоне Академгородка.

По результатам опроса можно оценить степень информированности в отношении исследуемых проектов. Знают или что-то слышали о проекте «СКИФ» 84,1% опрошенных, а о проекте «СМАРТ-СИТИ» – менее половины опрошенных (49,4%). В наибольшей степени информированы о проекте «СКИФ» жители Кольцово. Информацию о проектах опрошенные в основном получали из интернета и социальных сетей (76,3% – относительно «СКИФ» и 70,4% – относительно «СМАРТ-СИТИ»). Второй по популярности источник информации – родственники, друзья, коллеги, знакомые (34,2% – информация по «СКИФ» и 30,8% – по «СМАРТ-СИТИ»). При этом свою осведомлённость о проектах «СКИФ» и «СМАРТ-СИТИ» оценили как хорошую лишь 17,4% и 7,9% респондентов соответственно.» Гораздо выше доля ответивших о том, что они плохо осведомлены о проекте «СМАРТ-СИТИ, в то же время доля желающих больше знать о нём, выше (62,6%) чем по проекту «СКИФ» (35,9%). Следует отметить, что по проекту «СМАРТ-СИТИ» существенно выше доля ответов об отсутствии информации (54,9%), чем по проекту «СКИФ» (23,4%).

Позитивно или скорее позитивно к проекту «СКИФ» относятся 73% опрошенных, к проекту «СМАРТ-СИТИ» – 55,1% респондентов. По проекту «СМАРТ-СИТИ» было получено больше негативных оценок – 14,2% опрошенных относятся к нему негативно либо скорее негативно (по проекту «СКИФ» таких всего 4,9%). Затрудняются в определении своего отношения к проекту «СМАРТ-СИТИ» 11,2% респондентов. Наиболее негативно к проектам «СКИФ» и «СМАРТ-СИТИ» относятся жители Нижней Ельцовки. Появление «СКИФ» воспринимается респондентами как стимул к: а) созданию новых возможностей трудоустройства и профессионального роста (75,8%), б) развитию международного сотрудничества с зарубежными научными организациями (61,1%), в) благоустройству территории (52,1%). При этом респонденты отмечают, что создание «СКИФ» создаст дополнительные сложности для дорожно-транспортной ситуации (56,4%). По поводу экологических изменений в связи со строительством «СКИФ» мнения респондентов разделились: пятая часть опрошенных предвидят благоприятные последствия для экологии, чуть меньше трети респондентов высказали обратное мнение, примерно половина опрошенных затруднилась с ответом, что отражает низкую информированность респондентов по этому вопросу.

Ответы респондентов позволяют получить представление о том, какие элементы городской среды должны быть на территории будущего «СМАРТ-СИТИ». По мнению опрошенных, в первую очередь в «СМАРТ-СИТИ» должны находиться парк, зелёные зоны (76,1%), поликлиника (63,5%), магазины продуктов питания и товаров первой необходимости (60,7%), детский сад, школа (57,5%), спортивный комплекс, бассейн (55,3%). Среди условий, при которых респонденты будут готовы к переезду в «СМАРТ-СИТИ», чаще других были названы качественное благоустройство территории (48,7%), транспортная доступность, удобство поездок (46,5%), развитая социально-бытовая инфраструктура (45,3%). Лишь 6,3% ответивших сказали, что их не интересует возможность переезда в «СМАРТ-СИТИ», при этом около трети респондентов на данный момент не нуждались в переезде.

Социально-демографический портрет респондентов, рассматривающих возможность переезда в «СМАРТ-СИТИ» на постоянное место жительства, выглядит следующим образом: это люди со средним уровнем дохода в возрасте от 24 до 45 лет, они одиноки или находятся в браке без детей, имеют высшее образование, работают в сфере науки (в основном представляют естественные науки) и информационных технологий.